Методические разроботки

ПРАЗДНИК

«В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ»

Цель:

  • развивать у детей гуманное, милосердное  отношение к «братьям нашим меньшим», стремление к конкретным действиям в их защиту;
  • вырабатывать у школьников определенную жизненную позицию в  решении проблемы взаимоотношений «человек - животные».

В празднике могут принимать участие юннаты разного возраста.

Программа праздника:

  1. Осмотр выставок.
  2. Открытие праздника.
  3. Встреча с «учеными-зоологами».
  4. Игра «Ученый совет».
  5. «Путешествия» по странам мира «А знаете ли вы, что…на свете есть памятники животным?».
  6. Экскурсия в «литературную страну». По страницам книг о животных.
  7. Викторина «Найди ответ».
  8. Теле дискуссия «Ваше мнение».
  9. Операция «Помоги птицам».
  10. Акция в защиту животных «Спаси и сохрани».

Наглядные средства:

- для оформления зала:

  1. Большой красочный плакат «4 октября – Всемирный день защиты животных».
  2. Крупные фотопортреты животных.
  3. Выставка детских рисунков «Мы рисуем животных».
  4. Выставка книг о животных.
  5. Выставка кормушек для подкормки зимующих птиц.

     6. Плакаты, информирующие о пользе птиц и призывающие к их охране.

- для демонстрации:

  1. Рисунки или фотоматериалы на темы: «Редкие и охраняемые животные», «Памятники животным».
  2. Рисунки частей тела животных для проведения игры «Ученый совет».
  3. Листовки в защиту животных для распространения в городе.
  4. Эпидиаскоп и экран для демонстрации фотоматериалов и рисунков.

Подготовка к празднику.

  1. За 2-3 недели до праздника объявляется конкурс рисунков на тему «Мы рисуем животных». Лучшие рисунки выбираются для оформления выставки в зале.
  2. В течение сентября во всех кружках станции юннатов изготавливаются кормушки для подкормки зимующих птиц, которые в зимний период будут вывешены на территории СЮН и городского парка. Наиболее оригинальные конструкции помещаются на выставке в день мероприятия.
  3. Оформляется небольшая выставка книг о животных, готовится их обзор.
  4. К Дню защиты животных изготавливаются экологические листовки с призывом быть милосердными к «братьям меньшим», предназначенные для распространения среди населения города.
  5. Информация о проводимой на станции юннатов экологической акции доводится до жителей города через местное кабельное телевидение.

Сценарий праздника.

На сцене стоят два стола и два стула. Сцена украшена крупными рисунками или фотопортретами животных, в центре – плакат «4 октября – Всемирный день защиты животных». В поле зрения зрительного зала размещены выставки: «Мы рисуем животных», «Книги о животных», «Кормушки для птиц». Отведено место для экрана.

На сцену выходят два юнната и открывают праздник стихотворением Б. Заходера «Все на свете нужны».

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все-

Все на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

(Юннаты уходят, появляется ведущий).

Ведущий: Мир животных! Как он удивителен и разнообразен! Сейчас на земном шаре насчитывается более 3 млн. видов животных, начиная от самых мелких бактерий до гигантов моря – синих китов.

Животные – обитатели всех уголков Земли. Их можно встретить в глубинах океана и высоко в горах, в жарких пустынях и в холодных льдах.

Сегодня у нас в гостях находятся «ученые-зоологи», которые недавно вернулись из летних экспедиций: Иван Иванович Оптимистов и Василий Васильевич Пессимистов. Сейчас они поделятся с нами своими наблюдениями за животным миром.

(На сцене появляются два юнната, исполняющие роли «ученых-зоологов». Они занимают места за столами и начинают диалог).

И. И.: Коллега, недавно мы побывали в курятнике и выяснили, что куры очень чувствительны к отравляющим веществам. Даже американцы, по сообщениям прессы, привозили с собой кур во время боевых действий в Кувейте, и те подавали сигналы тревоги при угрозе химического отравления.

В. В.: Да, коллега, я согласен, куры очень полезные домашние птицы, и их сейчас из всех видов пернатых больше всего на земном шаре. Но мы узнали, что сегодня на каждого жителя планеты приходится всего по 25 диких птиц, а к 2005 году соотношение уменьшится еще больше.

И. И.: А вы знаете, что травяная лягушка съедает семь вредных беспозвоночных в день? Наши подсчеты показали, что 720 этих амфибий на 3 га леса уничтожат за лето около миллиона лесных и сельскохозяйственных вредителей. Польза от лягушек огромна!

В. В.: Да, но специалисты моей экспедиции сделали вывод, что на Земле ежедневно исчезает от  одного до трех видов животных. А лягушки такие беззащитные!

И. И.: А знаете ли Вы, коллега, что самыми разумными из человекообразных обезьян являются шимпанзе и что их генетический код на 99 % близок к человеческому?

В. В.: Да, это так. Но им грозит в ближайшее время полная гибель. Их тысячами отлавливают для всевозможных медицинских экспериментов. Так, только за один год выловлено около двадцати тысяч шимпанзе. А ведь их во всем мире насчитывается около ста пятидесяти тысяч.

И. И.: Коллега, может не стоит так волноваться? Мы подсчитали, что во всем мире действует около 750300 зоопарков, в которых содержатся и размножаются многие животные, в том числе и шимпанзе. Ежегодно зоопарки мира посещают 300 млн. человек.

В. В.: Да, но на днях по НТВ передали сообщение, что уже несколько дней на дереве одной из улиц Санкт-Петербурга сидит обезьянка, и никто ее оттуда не хочет снять, даже работники зоопарка не приехали. А ведь на улице очень холодно.

И. И.: Я согласен, это очень грустно. Но не будем унывать! Обезьянку наверняка спасли. К тому же, кроме зоопарков есть и другие места, где охраняются животные. Так, у нас в России создано 100 заповедников, 35 национальных парков. В одном из них мы побывали. Это у нас, на Смоленщине, - национальный парк «Смоленское Поозерье». В нем изучаются и охраняются многие редкие животные, например, черный аист, белая цапля, змееяд, белая куропатка, серый журавль, бобр.

(Одновременно проводится показ рисунков или фотографий охраняемых животных через эпидиаскоп).

В. В.: Коллега, это прекрасно! Но в то же время, я думаю, вам известно, что с 1600 года с лица Земли исчезло 311 видов животных, в том числе 20 видов рептилий, 117 видов птиц, 54 вида млекопитающих. Вот таких животных уже мы не увидим никогда.

(Через эпидиаскоп демонстрируются рисунки вымерших видов: дронта, стеллеровой коровы, зебры Квагги, тура).

И. И.: Уважаемый коллега, может быть, не так все плохо? Ведь животных изучают многие ученые – целая армия увлеченных людей, заинтересованных в сохранении животного мира.

В. В.: Позвольте не согласиться. По моим исследованиям лишь 5-10 % населения большинства стран задумываются о взаимоотношении человека и природы и о роли животных.

И. И.: Но, может быть, большинство жителей планеты не знает, что природа у нас одна, и что человек – сам часть природы, человек тоже относится к животному миру?

В. В.: Так давайте, коллега, напомним всем хорошие слова писателя М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Ведущий: Уважаемые ученые, большое спасибо за интересные сообщения.

(«Ученые» уходят).

Ведущий: Ученый-зоолог хорошо знает животный мир, повадки животных, образ жизни. Испытайте себя в роли ученого, ребята. Давайте проведем небольшой «ученый совет» и рассмотрим на нем некоторые хитрые задачки природы. Ученый совет проводят известные зоологи Комаров, Бабочкин и Мухин.

Комаров: Задачка 1. Правда ли, что…?

(Задаются вопросы, начинающиеся со слов «правда ли, что…?». Правда ли, что хищные животные имеют рога? Нужно дать ответ «да»или «нет»).

Правда ли, что…

  1. … нелетающие птицы живут только в Африке? (нет).
  2. … гнезда некоторых птиц съедобны? (да).
  3. … самое сильное животное на Земле – муравей? (да).
  4. … некоторые млекопитающие улетают на юг зимовать, как птицы? (да).
  5. … слоны умеют плавать? (да).
  6. … кошки ночью ориентируются по запаху? (нет).

Бабочкин: Задачка 2. Во время одной экспедиции в лесах Африки профессор Лисичкин зарисовал животных, обитающих там, причем, зарисовал фрагменты животных и забыл сделать под рисунками подписи. Нам необходимо помочь ему разобраться, кому из животных принадлежат те или иные фрагменты.

(Демонстрируются рисунки фрагментов животных: бок зебры, хвост льва, шея жирафа, рог носорога, хвост крокодила, нога страуса, голова хамелеона, рука гориллы, бивни слона. Юннаты называют животных).

Мухин: Задачка 3. А вот американский зоолог Страус изучал жизнь животных в наших лесах. В своем дневнике он сделал описание одного лесного обитателя, но по рассеянности записал названия сразу трех животных: белка, куница, медведь. Вот это описание: «Этот зверь любит глухие леса и буреломы, хорошо лазает по деревьям, забирается в дупла. Он хороший охотник на птиц и мелких зверей, ловит лягушек, ужей, ежей, не откажется от рыбки, любит полакомиться и малиной. Днем спит, а охотится ночью. Кто это – белка, куница, медведь? (Ответ: куница).

Ведущий: У нас в гостях знаменитый путешественник Натуралистов. Он объездил много стран и, конечно, многое может рассказать нам о своих впечатлениях.

(На сцену выходит юннат, исполняющий роль путешественника. Он сообщает о том, что совершил путешествие по разным городам мира, где установлены памятники животным, например, о памятниках собакам – знаменитому сенбернару Барри в Париже и псу Бальту в Нью-Йорке, о вознесенных на пьедестал коровах-рекордсменках по надоям молока, памятники которым установлены в Москве, Канаде, Испании, о памятнике кошке в Сорбонне и т. д. Интересными будут сообщения о памятникам летающим и порхающим, среди которых, памятники труженицам-пчелам в польском городке Сважендзе, в городе Гифу в Японии и др. Рассказ сопровождается, по возможности, показом слайдов, рисунков, фотографий через эпидиаскоп).

Ведущий: Интересно путешествовать по всему миру, не правда ли? А сейчас мы совершим еще одно небольшое путешествие, но уже в литературную страну. И поведет нас по этой стране экскурсовод-библиотекарь.

(На сцену выходит юннат, исполняющий роль библиотекаря. Здесь же в зале, оформлена выставка книг, по которой проводится краткий обзор зоологической литературы.

Книги для выставки подбираются с таким расчетом, чтобы заинтересовать зрителей и вызвать желание читать литературу о природе. На выставку желательно поместить красочные научно-популярные издания о животном мире, справочную фаунистическую литературу, книги известных писателей-натуралистов Даррела, Бианки, Дмитриева, Акимушкина, журналы «Юный натуралист», «В мире животных»).

Ведущий: Сегодня в этом зале очень много рисунков о животных, которые нарисовали наши юннаты. Давайте проведем викторину «Найди ответ». Авторы рисунков зададут вам свои вопросы, а вы найдите и покажите ответы на выставке.

(Выходят авторы нескольких рисунков и задают вопросы).

Примеры вопросов:

  1. Какая птица имеет наибольшее количество перьев? (лебедь, до 25000 перьев).
  2. Назовите самое крупное наземное животное и где оно обитает? (африканский слон).
  3. Какая птица является самой закаленной и легко может нырять и плавать в ледяной воде? (пингвин).
  4. Кто является единственным представителем семейства кошек, живущих большими семьями? (африканский лев).
  5. Самое высокое животное на Земле? (жираф).
  6. У кого из насекомых органы слуха расположены на ногах? (кузнечик).
  7. Самая красивая птица из семейства фазанов? (павлин).
  8. Самая длинная на Земле змея? (сетчатый питон).

(При составлении вопросов викторины использована книга «Рекорды Земли», пер. с польского Л. Б. Папилиной. Смоленск: Русич, 1999-с. 192).

Ведущий: Все живые существа на свете нужны, об этом должен помнит каждый. А еще нужно помнить, что по тому, как относится человек к животным можно судить, хороший это человек или плохой.

Еще в 1865 году в России было основано Добровольное Общество покровительства животных. Девизом этого Общества были старозаветные слова «Блажен иже и скоты милует».

Хорошо бы всем помнить эти слова, помнить везде: увидев ужа или белку в лесу, бабочку или шмеля на лугу, играя с котенком или дрессируя собачку.

                     Все на свете нужны –

                     Это помнить все должны!

А каково ваше мнение, ребята?! Сегодня к нам в гости пришел «корреспондент местного телевидения». Он задаст вам несколько вопросов и возьмет интервью.

(Роль корреспондента исполняет один из юннатов. Он организует небольшую дискуссию со зрителями «Ваше мнение?». Задаются примерно такие вопросы:

  1. Были ли случаи, когда вы являлись свидетелями жестокого обращения к животным со стороны детей и взрослых?
  2. Что бы вы сделали, если бы ваш лучший друг выбросил на улицу собачку только потому, что она погрызла его ботинок?
  3. Что вы сами можете сделать или уже сделали для защиты животных?

(Дискуссия длится 7-10 минут. При желании можно пригласить настоящего корреспондента местных СМИ, заранее обговорив его роль на празднике).

Ведущий: На улице осень. Улетают последние перелетные птицы на юг. Но остаются наши зимующие птицы: синицы, щеглы, поползни…

(Показывает изображения птиц на плакатах или через эпидиаскоп).

Трудно приходится им зимой в морозное время. А что для птиц страшнее холод или голод? Почему?

(Ответ: голод страшнее – не будет пищи, не будет энергии для согревания: у птиц очень быстрый процесс обмена веществ).

Мы можем помочь нашим пернатым друзьям. А как это сделать?

(Из зала поднимается юннат и говорит: «Я знаю, я расскажу»).

Юннат: (выходит к выставке кормушек для птиц): Я прочту стихотворение, которое сочинила одна из наших бывших юннаток. Сейчас она уже взрослая, но все также любит животных. Послушайте ее стихотворение и вам станет ясно, как помочь птицам.

(Читает стихотворение «Мои друзья – синицы», автор Апраксина Ира, 12 лет).

                                         Не прошла еще и осень, 

                                         А синицы тут, как тут,

                                         Целый день в окно стучат:

                                         Когда кормушку подадут?

                                         Вспомнили, как в злую стужу

                                         Их кормили за окном

                                         В небольшой совсем кормушке

                                         Салом, крошками, пшеном.

                                         Мы повесили кормушку

                                         Раньше времени – и вот

                                         Прилетели наши гости

                                         И почти на целый год.

Ведущий: Я думаю, что все юннаты должны позаботиться о птицах и сделать вот такие кормушки, как на этой выставке. Повесьте их в сад, за окно. Насыпайте почаще корм - крошки, зернышки. Для этого можно заранее заготовить семена диких трав – лебеды, лопуха, подорожника, подсушить и сохранить семечки арбуза, тыквы, ягоды рябины. Птицы скажут вам спасибо.

(После окончания праздника кормушки с выставки вывешиваются во дворе станции юннатов).

Ведущий: Друзья, я уверен, что каждый, кто находится  в этом зале, никогда не обидит и мухи, не пройдет мимо попавшего в беду зверька. Потому что мы – юннаты!

Но многие люди порой забывают, что рядом с ними живут беззащитные существа, которым нужна помощь. Пусть наш призыв защитить животных, быт с ними добрыми и милосердными прозвучит не только в этом зале.

Мы подготовили небольшие экологические листовки, которые вы разместите на стендах в ваших школах, вывесите на досках объявлений в людных местах, отнесете в различные организации и учреждения. Листовки вы получите у своих педагогов, а затем на занятиях кружков сообщите о выполнении этого задания.

Напомним людям, что

                                «Дерево, трава, цветок и птица

                                Не всегда умеют защититься.

                                Если будут уничтожены они,

                                На планете мы останемся одни».

                                А одним нам не выжить!

Литература:

  • Гершун В. И. Беседы о домашних животных. – М. Колос, 1992-206 с.: ил.
  • Дмитриев Ю. Соседи по планете. – СП ЮНИСАМ, 1993-287 с.: ил.
  • Клювы и ноги птиц. Журнал «В мире животных», № 6-98, стр. 65.
  • Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (Ответственный редактор Круглов Н. Д.) – Смоленск: Смоленский государственный пединститут. 1997-294 с.: ил.
  • Морозов А. Хоть я и очень люблю животных. Журнал «Человек и природа», № 6-81, стр. 77.
  • Рахманов А. И. Птицы – наши друзья. – М., Росагропромиздат , 1989-224 с.: ил.
  • Рик Моррис. Тайны живой природы. – М., РОСМЭН, 1998-198 с.: ил.
  • Рубрика «У нас в гостях». Журнал «Человек и природа», № 6-81, стр. 74.
  • Тимошенко А. П. «Ее величество корова». Журнал «Биология в школе», № 3-93, стр. 54.
  • Тимошенко А. П. «О клятве Гиппократа, эмблеме медицины и о многом другом». Журнал «Биология в школе», № 4-93, стр. 68.
  • Тимошенко А. П. «Порхающим и летающим (памятники серьезные и курьезные)». Журнал «Биология в школе», № 7-93, стр. 68.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ВОДЯНОГО

Апраксина Валентина Ивановна
методист станции юных натуралистов

г. Ярцево

 

Цель:                      

  • с помощью игровых приемов формировать у детей элементы  экологической культуры и грамотности;
  • закреплять начальные знания о флоре и фауне пресного водоема и их  экологических особенностей.

Материалы могут быть использованы как для проведения массовых мероприятий на СЮН, в школе, так и для уроков экологической тематики в 3-5 классах.

Ведущий: Ребята, а не отправиться ли нам сегодня в путешествие, причем в путешествие не простое, а сказочное. Хотите побывать в Царстве Водяного, встретиться с самим подводным царем? У него богатства несметные, сокровища невиданные, а жители его царства все разные, и живут они в чистой, прозрачной, как хрусталь, воде среди красивых растений и удивительных цветов.

Итак, закройте на минуту глаза и представьте, что мы отправляемся в дорогу.

(В это время вывешивается большой плакат – карта с изображением контуров озера (с разрезом на переднем плане в глубину озера). Все озеро и его берега покрыты «мусором, грязью», нанесенными в виде съемной аппликации).

Ведущий:                       

Мы проходим через поле,

Через лес, через лужок.

Вот и озеро большое -

Мы пришли с тобой, дружок!

(Дети открывают глаза)

Посмотрите! Ой, куда же мы попали? Что случилось с чудесным озером, ведь здесь начинается Царство Водяного? Как грязно кругом, никого не видно! Прислушайтесь, как тихо. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Да это же Водяной!

(Появляется Водяной, плачет, вздыхает).

Водяной: Ой, горе мне, горе. Разорили мое Царство. Пропали мои богатства, сгубили моих жителей. (Обращается грозно к детям) А вы, кто такие? Зачем пришли?

Ведущий: Царь Водяной! Объясни нам, почему ты плачешь, что случилось? Мы – ребята-юннаты.

Водяной:                             Что случилось, вы спросили?

Видите, что натворили

Люди с озером моим!

Не было оно таким!

Но пришли сюда туристы

И оставили потом

Банки, склянки, мусор всякий

Даже и металлолом.

И провел трубу завод -

В озеро отраву льет.

Вымерли все птицы, рыбы,

Лягушата и бобры,

Все растения погибли

Все исчезло с той поры.

Ведущий: Царь Водяной! Мы хотим тебе помочь, мы хотим, чтобы твое царство ожило и вновь стало богатым. Что мы можем сделать?

Водяной: Я вижу, вы добрые люди. Помогите очистить озеро и верните сюда всех моих жителей. А я пока пойду в болото.

Ведущий: А ну, ребята, за дело. Уберем весь этот мусор, очистим родник со светлой водой, текущей в озеро.

(Вызывает двух-трех ребят к плакату, чтобы те убрали «мусор», т. е. сняли аппликации с контуров озера и его берегов, после чего должен остаться рисунок чистого, голубого, но пустого водоема. Пока идет работа,  звучит песенка Водяного).

Ведущий: Посмотрите, озеро стало чистым, но оно пустое. Кого же нам поселить сюда? Царь Водяной ушел и не сказал ничего об этом.

(Появляется Русалочка).

Русалочка: Я помогу вам, подскажу. Сначала посадите растения, чтобы озеро ожило и зазеленели его берега.

Ведущий: С этого и начнем. Ребята, а какие растения посадили бы вы в озере и вокруг него?

(Выходят четверо школьников с рисунками-аппликациями растений в руках. Они рассказывают стихотворения о водных растениях и прикрепляют их на карту в том месте, где они должны расти. Если есть натуральные экспонаты растений, то они просто демонстрируются дополнительно).

Ученик:                     

                                                          Я сюда с собой принес

Всем известный рогоз.

Видите, как он цветет?

Он у берега растет.

А еще принес камыш.

Будет у воды здесь тишь.

Стань, камыш, вокруг стеной,

Озеро собой закрой!

Ученица:                                                

                                                           Ну, а я сюда пришла,

Лилии я принесла.

Пусть заселят водоем,

Чтоб красиво было в нем.

На поверхности воды

Нету большей красоты!

Они, где грязная вода,

Жить не будут никогда.

Вот кувшинка, вот кубышка –

Их нам нужно охранять!

Ведь недаром их успели

В Красной книге записать.

Ученик:               

А вот растенье малое,

Да оно удалое.

Покрывает как ковром

Ряска весь наш водоем.

Ученица:            

Эй, ребята, вы забыли,

Чтоб в воде уютно жили

Рыбы, раки и жуки,

Роголистник посади.

Он на елочку похожий,

Под водой он нужен тоже.

И от элодеи станет зеленее.

Создай подводный огород,

Где каждый корм себе найдет.

Ведущий: Смотрите, ребята! Наше озеро преобразилось. Мы посадили растения и в воде, и вокруг всего водоема. Еще раз назовем эти растения.

(Дети перечисляют растения).

Ведущий: Русалочка, нравится тебе теперь озеро?

Русалочка: Да, очень красиво. Но теперь нужно вернуть сюда его жителей. Для этого разгадайте мой волшебный кроссворд.

(Русалочка вывешивает плакат с кроссвордом «В Царстве Водяного», а под ним – карточки-рисунки животных, которых намечается «поселить» в водоем).

Русалочка: Здесь, в кроссворде, зашифрованы имена моих друзей. Но, помните, они вернутся в водоем только тогда, когда вы сможете как можно больше рассказать о них.

Ведущий: Ребята, давайте будем внимательны и угадаем, кого хочет вернуть Русалочка. (Объясняет последовательность разгадывания кроссворда). Я прочитаю загадку, а вы постарайтесь найти рисун

© Национальный парк «Смоленское Поозерье», 1992 - 2019

216270 Смоленская область,
Демидовский район,
п. Пржевальское, ул. Гуревича, 19
Тел.: 8 (48147) 2-62-04
Факс: 8 (48147) 2-66-36
dgo.park@mail.ru