«В те дни. Ленинградский альбом»: выставка военных литографий А.Ф. Пахомова

pahomov-a-fАлексей Фёдорович Пахомов (1900 – 1973) — российский художник, график, педагог, народный художник СССР, один из лучших графиков и живописцев 20-го столетия, виртуозно владеющий тушью и акварелью, пером и кистью, а его работы, выполненные графитным карандашом, стали достоянием не только отечественной, но и мировой графики. Сегодня они находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, художественных и краеведческих музеях Калуги, Новосибирска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Тамбова, Твери, а также частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Норвегии, Франции и других странах.

Ученик Алексея Фёдоровича, художник Владимир Ветрогонский, сказал так: «XX век — век Пахомова, Пахомов — XX век. В пластике рисунка, композиции, живописи живут созданные автором благородные образы людей России. Здесь он органично переходит в новый век, в новое тысячелетие».

Алексей Пахомов вошел в сознание зрителей как «детский» художник, на книгах которого, часто сами того не зная, выросли поколения русских ребят. Его творческая мысль стал иллюстрацией к произведениям Тургенева, Некрасова, Толстого,  Пушкина, Зощенко, Шварца, Маяковского, Каверина, Н. Островского, Михалкова, Свифта, Твена, Киплинга.

Мы же хотим рассказать о серии его работ, посвященных блокадному Ленинграду, которые были собраны в книгу «В те дни. Ленинградский альбом» (1946), куда вошли более 20 художественных хроник ленинградской жизни. Автором текстов к иллюстрациям стал советский поэт и прозаик Николай Семенович Тихонов.

Алексей Федорович стал свидетелем блокады Ленинграда и познал жизнь осажденного города, что называется, изнутри. Город художник не покидал до последнего дня войны: рыл окопы, тушил зажигательные бомбы на крышах, стал донором, при этом никогда не выпускал карандаша из рук.

Из воспоминаний А. Пахомова: «В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата... Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными...oblozhka

Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...»
(Отрывок из книги А. Пахомова «Про свою работу» (Л., 1971) опубликован в журнале «Детская литература» (1975. - № 5.))
 

Литографии Алексея Пахомова – это летопись блокадного Ленинграда, непридуманные картины реальной военной жизни, пронзительная, горькая правда военных лет. Время утраченного детства, стальных характеров, больших подвигов и маленьких человеческих радостей.

Тема Великой Отечественной войны – особая для России. Нет ни одного уголка нашей необъятной родины, в котором она не оставила бы свой кровавый след. И поселку Пржевальское (в то время – Слободе) тема эта близка особо. Свидетельство тому – масса памятных мест, знаков и монументов на территории поселка и его окрестностей, братская могила, есть действующий Музей партизанской славы, военно-исторический маршрут национального парка «Вдоль линии фронта».

 Продолжая эстафету памяти о грозном военном лихолетье и в преддверии  годовщины прорыва блокады Ленинграда  27 января 1944 г., национальный парк «Смоленское Поозерье» представляет электронную выставку литографий Алексея Федоровича Пахомова, которая носит одноименное с книгой название «В те дни. Ленинградский альбом».

Содержание:

© Национальный парк «Смоленское Поозерье», 1992 - 2022

Яндекс.Метрика
216270 Смоленская область,
Демидовский район,
п. Пржевальское, ул. Гуревича, 19
Тел.: 8 (48147) 2-62-04
Факс: 8 (48147) 2-66-36
dgo.park@mail.ru